Nikolai Malyshev/TASS

«Ящик всевластия»: коммерциализация российского телевидения, реклама и «Санта-Барбара»

Второй эпизод подкаста о жизни, смерти и будущем российского телевидения

Политические перемены, которых «требовали сердца» россиян, наконец, случились — а с ними изменилось и телевидение. На экранах для россиян начали выходить иностранные сериалы, среди которых уже легендарная «Санта-Барбара». Появилась реклама, розыгрыши и развлекательные шоу. Одним из главных любимцев телезрителей стал «русский Ларри Кинг» Влад Листьев — ведущий программ «Поле чудес», «Тема» и «Час пик». А в марте 1995 года его убийство шокировало всю страну.

«Ящик всевластия» — это шесть выпусков об истории российского телевидения, и о том, как оно стало таким, каким мы смотрим его сегодня.

Первый и второй выпуски подкаста уже можно послушать на любой удобной вам платформе, в том числе в Apple, Яндекс, Google и Spotify

Ниже — расшифровка второго эпизода.

Михаил Задорнов, аудиофрагмент новогодней программы : Вот и ушел в историю 91-й год, год, как теперь принято говорить, «крутой», но очень светлый, потому что мы все впервые в жизни встречаем Новый Год совершенно свободными людьми.

Константин Эггерт: Я точно не помню, как именно встречал новый 1992 год. Но слова сатирика Михаила Задорнова о «свободных людях» точно отражают дух того времени. Возможным казалось абсолютно все, в том числе и совсем другое телевидение. И уже 2 января в России это поняли буквально все. 

По телевизору показали первую часть сериала «Санта-Барбара» — первого настоящего американского телесериала. На самом деле она была не первая, а 217-я. Но от этого шекспировская история многолетнего соперничества семей Кэпвеллов и Локриджей из вымышленного калифорнийского городка ничего не потеряла в глазах десятков миллионов россиян. Такого они не видели никогда. 

Светлана: С соседями очень дружны были, по площадке, и поэтому у нас это было вообще принято, если у кого-то сломался телевизор, и прийти к нам, постучаться там, сказать «ой, у меня телевизор плохо работает, можно я посмотрю сериал».

Эггерт: Светлане в 1992-м было 20 с небольшим. Она жила в Липецке и отлично помнит, как во время показа Санта-Барбары город буквально замирал.

Светлана: Поэтому тётя Лида или соседка тетя Валя к нам приходили регулярно. Причем его повторяли еще и утром, если ты не посмотрел его вечером, то ты мог посмотреть его утром.

Аудиофрагмент из сериала «Санта-Барбара»

Эггерт: Люди могли хотя бы на час в день отвлечься от существования в тесных квартирах советских спальных районов и вместе с Си Си Кэпвелл, Иденом, Крузом и Джиной пожить красивой, богатой и интересной жизнью. Стиль жизни героев «Санта-Барбары» произвел такое впечатление на российского зрителя, что, как сказали бы сегодня, сериал разошёлся на мемы. Светлана и Станислава из Липецка вспоминают.

Светлана и Станислава: У них был огромный дом. И, что меня тогда удивило, что у них во дворе был еще один дом. Они называли его гостевой дом. Я такого еще не знала, что, оказывается, еще есть гостевой дом, и гости живут отдельно. Не укладывается в голове у советского человека, как это так — дом и еще один дом. И когда наши приятели построили дом в Кузьминках и построили второй дом рядом, все стало понятно. Да, и мы смеялись. Я говорю: ну у вас как в «Санта-Барбаре», второй дом во дворе появился для гостей.

Аудиофрагмент рекламы «Фрутелла».

Эггерт: Вместе с «дольче витой» героев «Санта-Барбары» в Россию пришла новая эпоха – время больших амбиций, больших денег и большого риска. Россияне тогда мечтали о том, что их жизнь скоро станет совсем другой и пусть хоть чуть-чуть похожей на сериал. Начинался, как тогда говорили, переход России к рынку. Он навсегда изменил и само телевидение. А оно, в свою очередь, изменило Россию. Хотя и не всегда так, как хотелось бы Светлане и Станиславе.

Меня зовут Константин Эггерт. Я и Coda.Story представляем подкаст «Ящик всевластия. Жизнь, смерть и будущее российского телевидения». Это субъективная история ТВ от Горбачева до Путина. Вместе с вами я пройду от года к году, вспоминая звезд экрана, политические драмы и скандалы. Для меня это не только история страны, но в чём-то и история моей жизни. Вторая серия — о том, как бандиты покупали телеэфир, кто делил рынок рекламы и о самом известном убийстве в истории российского ТВ. 

Музыка — интро

Аудиофрагмент выпуска новостей: «сегодня наступила либерализация цен».

Эггерт: После краха Советского Союза Россия оказалась на грани голода. У правительства не осталось выбора – нужно было срочно наполнить прилавки. Вместе с выходом в эфир «Санта-Барбары» россиян огорошили новые, свободные от государственного контроля цены. Уже через несколько недель на прилавках царило изобилие, а на экранах — реклама.

Аудиофрагмент: реклама «Сникерса».

Эггерт: «Сникерс», как и «Санта-Барбара», стал мемом. Только политическим. Противники ельцинских реформ так и говорили – «Продали родину за сникерсы!» 

Аудиофрагмент телепрограммы.

Эггерт: Изобилие заграничных товаров ошеломило и навсегда покорило россиян. Они стали потребителями. Но реформы имели и оборотную сторону — теперь у большинства не было денег. Не было их и у телевидения. Ведь в Советское время оно привыкло жить за счёт государственного бюджета. 

Аудиофрагмент: Листьев на встрече с Ельциным в 1992 году.

Листьев: вы знаете, Борис Николаевич, перед нами сейчас, я имею в виду, перед журналистами, которые работают в Останкино, по всей видимости, не только в Останкино, но и на российском канале, стоит дилемма. Многих обвиняют в том, что телевидение излишне коммерциализировано. Вы, наверное. слышали об этом. В том, что идет много рекламы. С одной стороны, да, это плохо, потому что она занимает много эфирного времени. А с другой стороны, как нам выжить?

Эггерт: Помните Владислава Листьева — одного из основателей программы «Взгляд», о которой я рассказывал в первой серии? Так вот, это это он обращается к Борису Ельцину в 1992 году. 

Листьев: Сейчас декорации для одной программы, вот я делал детскую программу, три миллиона рублей. Это только декорации. Меня интересует вот какой вопрос: я хочу заниматься творчеством, я не хочу, чтобы у меня голова болела по поводу того, где добыть деньги. Я добываю деньги на стороне, я иду на поклон вот к тем, у кого большой кошелек, и говорю: «милые, родные, я с вами расплачусь рекламой, только дайте, дайте денег». Я не хочу этого делать, я хочу спокойно творить. Сколько планируется, сколько вы будете согласовывать с ними этот вопрос, и когда нам ждать конкретного результата этого? Потому что очень трудно жить: три тысячи рублей — средняя зарплата в Останкино, люди уходят, это не секрет. Извините, может быть, за резкость тона.

Эггерт: Президент тогда приехал в Останкино на встречу с коллективом бывшего Центрального телевидения. Но у Кремля не было достаточно денег для поддержки ТВ. Журналистам пришлось выкручиваться самим. Листьев и его коллеги из «Взгляда» создали компанию ВИД.

Аудиофрагмент: компания ВИД.

Эггерт: В ней коммерчески окупаемые программы стали локомотивом – прибыль от них шла на менее доходные, но более сложные и интеллектуальные проекты. Главным генератором денег стало «Поле чудес – фактически, калька с американской программы Wheel of Fortune.

Аудиофрагмент программы «Поле чудес».

Эггерт: Когда «Поле чудес» надоело Листьеву, он создал новый проект — первое в российском телеэфире дискуссионное шоу «Тема». 

Аудиофрагмент программы «Тема».

Эггерт: За «Темой» последовала программа интервью «Час пик». После первого же эфира коллеги, а потом и публика, стали называть Листьева «русским Ларри Кингом». Владислав подчеркнуто подражал американской звезде – вплоть до бросавшихся в глаза знаменитых цветастых подтяжек. Листьев никогда не выходил из себя. Он почти не демонстрировал личного отношения к гостю, выглядел дружелюбным даже с теми, кого явно недолюбливал. Он смотрелся как ваш идеальный сосед по дому. Вот фрагменты «Часа пик» с Аллой Пугачевой и Филиппом Киркоровым.

Аудиофрагмент программы «Час пик».

Эггерт: Александр Политковский — тоже один из создателей Взгляда. Он учился на журфаке МГУ вместе с Листьевым. Политковский в 90-е годы вел на телевидении Останкино (сегодня это «Первый канал») программу «Политбюро». Ее, кстати, тоже производила компания ВИД. 

Александр Политковский: Вот он отличался тем от нас, Влад Листьев, что он был просто, я не знаю, наверное, от природы, просто приспособлен к этим условиям 90-х, к этому менеджменту, когда надо не просто сделать интересную программу, а надо сделать эффективную программу, чтобы она могла приносить доход. Каждый должен заниматься своим делом. У него такая вот возникала определенная фабрика.

Эггерт: Листьев не обладал какой-то особой фантазией, считает Политковский. 

Александр Политковский: Конечно, понятное дело, что так же, как и «Поле чудес», так и все остальные эти проекты, он их «скоммуниздил» с западных форматов. Это было немножко смешно, потому что и программа «Тема» и дальше «Час пик», и даже подтяжки эти копировал. Я с ним беседовал на эту тему, я говорю: «Влад, ну давай придумаем что-нибудь новое». Потому что журналистика — это как музыка, как поэзия. Наша профессия интересна тем, что она все время развивается, мы можем что-то новое придумывать. Но он все время стоял за эти «форматы», ну это, говорит, «форматы», надо делать эти «форматы».

Аудиофрагмент: Останкино, выдача ваучеров. Cегодня в Российской Федерации начинается выдача приватизационных чеков на приватизацию государственного имущества. Каждый гражданин России получит до конца года чек на десять тысяч рублей или примерно 40$. Первого января эти чеки можно будет обменять на акции предприятий либо поместить в инвестиционные фонды и получать затем проценты с прибыли.

Эггерт: В октябре 92-го в стране началась приватизация. Каждый гражданин получил приватизационный чек-ваучер на десять тысяч рублей.  Я свой ваучер вложил в акции газеты Известия, в ней я тогда трудился. Годы спустя я смог на них неплохо заработать. Но мой случай исключение. Подавляющее большинство россиян ничего не понимало – да и не могло понимать — в акциях, инвестициях, проще говоря – в рыночной экономике. А те немногие, кто разобрался, стали скупать ваучеры за бесценок. А потом за десятки мешков этой бумаги они покупали себе предприятия — нефтеперерабатывающие заводы, домны, порты — короче, всё бывшее советское хозяйство. С 93 года их деньги буквально хлынули на ТВ. Спортивный журналист из Петербурга Кирилл Набутов незадолго до краха Советского Союза с группой друзей создал первую телевизионную программу для мужчин – «Адамово яблоко». 

Аудиофрагмент программы «Адамово яблоко».

Эггерт: Набутов и друзья организовали небольшое рекламное агентство и продавали рекламу сами. 

Аудиофрагмент рекламы автосалона.

Эггерт: Однако вскоре ситуация стала меняться. 

Кирилл Набутов: Пришли деньги вместе с деньгами пришли первые, мягко говоря, такие не вполне бескорыстные ребята типа Лисовского, который в 92-м году, создав там агентство «Премьер СВ» начал быстро монополизировать коммерцию Первого канала. Потом параллельно появилось «Видео интернешнл, которое сильно конкурировало с «Премьер СВ», и все постепенно-постепенно, довольно незаметно, но быстро переходило в плоскость денежную.

Эггерт: Больше бизнеса – больше рекламы. Рекламное производство росло как на дрожжах. Рекламные видео стали отдельным жанром искусства, как сказали бы сегодня – видео-артом. Новые рекламные мемы уходили в народ чуть ли не каждую неделю. 

Аудиофрагмент рекламы. 

Эггерт: Владислав Листьев, по словам его коллеги и друга Александра Политковского, не стал магнатом рекламного рынка, но в стороне от денежных потоков, он тоже не остался. 

Александр Политковский: Эти деньги почувствовал Влад. И вот он захотел и начал создавать какие-то юридические лица, в которых нас не было, а был он. 

Эггерт: Одним из предприятий Листьева стали тематические круизы на теплоходах, на которых он, как ведущий «Поля чудес», был главной звездой и основной приманкой для людей со средствами. Вспоминает Александр Политковский. 

Александр Политковский: Лихие, кстати говоря, ребята там и были, на этих круизных лайнерах, которые просто спокойно вытаскивали котлету из своих широких штанин и расплачивались баксами там, где продавались эти билеты. 

Ребята, которые не дружат с законом, но у которых достаточно большое количество денег. Они все, естественно, заработав какие-то деньги, пытаются вынырнуть куда нибудь. Познакомиться с каким-то телеведущим, с мужчиной-телеведущим подружиться, с какой-то девушкой-телеведущей завести роман, для того, чтобы где-то с ней сфотографироваться и потом говорить это. Это такая вот «из грязи в князи. Но это совершенно нормальное явление было в тех 90-х годах. 

Эггерт: Люди с темным прошлым, да и настоящим, пришли на ТВ. Один из них, как тогда говорили, «авторитетный предприниматель» и покровитель спортсменов, Отари Квантришвили, чувствовал себя в Останкино как дома. 

Аудиофрагмент: Отари Квантришвили.

Александр Политковский: У Отари Квантришивили была своя программа на московском канале. Я не знаю, как финансово этот вопрос решался, но говорили, что вот он просто ее купил. И вот там в течение часа вел какие то разговоры о том, каким образом он, Отари Квантришивили, такой замечательный, заботится о ветеранах спорта, инвестирует во что-то и занимается какой-то большой интересной общественной деятельностью.

Эггерт: Но больше денег – это больше новых программ. И, казалось, россияне тогда не могли насытиться ТВ-проектами. Сколько не производи – всё мало. Телевидение — наряду с русским языком — буквально склеивало переживавшую исторический перелом в политике, экономике и стиле жизни Россию. 

Аудиофрагмент: «Сам себе режиссёр».

Эггерт: Программа «Сам себе режиссер», вместе с листьевскими «Полем чудес и «Темой, создавала у людей ощущение общности, причем в самом прямом смысле слова. Проект был, как и программы Листьева, скопирован с американского формата – программы «America’s Funniest Home Video». вы не поверите, но тогда не было ни смартфонов, ни ЮТУба, ни собственно, интернета. Не существовало и видеокамер. Люди присылали по адресу программы — по почте — фильмы снятые на домашние пленочные кино-камеры. Эти бесхитростные домашние сюжеты команда Лысенкова переписывала на профессиональные видеокассеты и выдавала в эфир. 

Аудиофрагмент: «Сам себе режиссёр».

Эггерт: То, что чувствовал создатель и ведущий программы «Сам себе режиссер» Алексей Лысенков, относится не только к его проекту.

Алексей Лысенков: Мы получали огромное удовольствие от того, что то, что мы делаем, нравится людям, и люди хотят смотреть свое же видео, но хотят смотреть на федеральном экране и получать удовольствие, продолжать присылать нам свои сюжеты. И было ощущение, что мы заходим в каждую семью, что мы сидим на этом диванчике, под этим ковром, который висит на стене, и мы участвуем в жизни этих семей. Что это наши семьи. И было такое какое то единение со всей страной, было ощущение, что это одна большая семья. 

Эггерт: Частью этой семьи для миллионов стал и Влад Листьев. Я спросил Александра Политковского, как объяснить секрет Листьева тем, кто никогда не видел его в прямом эфире.

Александр Политковский: первое, что бы я сделал, конечно, это я бы просто посоветовал им хотя бы там 15 минут того или иного проекта, если это интересно, взглянуть. Потому что его, естественно, нормальное мужское обаяние, легкость общения — как он вел. Недавно я где-то видел какой-то кусок, где он с Сашей Абдуловым, с Макаревичем и Ярмольником. Он чего-то там крутит и они там что-то отгадывают. Это смешно, это прикольно. 

Аудиофрагмент: «Поле Чудес» с Макаревичем

Эггерт: В советские времена властителями дум были писатели, художники, кинематографисты. А после краха СССР их сменили телезвезды. К середине девяностых это заметили не только бизнес и бандиты. Это поняли в Кремле. 

Аудиофрагмент: заставка НТВ. 

Эггерт: В 1994 году на 4-м канале, или, как тогда говорили, «кнопке» Останкино начал вещать телеканал НТВ принадлежавший миллиардеру Владимиру Гусинскому. Острые политические программы НТВ имели новый, динамичный, жесткий стиль, они нагнетали драму и эмоции. И буквально за несколько месяцев потеснили на первых строчках рейтингов и продукцию канала РТР, и программы Останкино – бывшего советского Центрального ТВ. И тогда Борис Ельцин издает указ о создании акционерного общества «Общественное российское телевидение» — ОРТ. 

Главным акционером нового канала стал конкурент Владимира Гусинского, Борис Березовский. Его скоро будут называть «серым кардиналом Кремля». Александр Политковский считает создание ОРТ историческим событием.

Александр Политковский: Это такая авантюра фантастическая  — приватизация Первого канала, который сделал Березовский, это еще похлеще, чем приватизировать нефтяную компанию. Потому что, вы понимаете, чем сегодня занимается Первый канал — это управление страной, управление мозгами, мозгами людей, не готовых противостоять противостоять этому напору.

Аудиофрагмент: переключение телеканалов.

Эггерт: В январе 95-го собрание акционеров избирает Владислава Листьева генеральным директором нового канала. Одним из первых решений он вводит временный мораторий на рекламу – сенсационное и жесткое решение, затронувшее интересы влиятельного бизнеса, который в России того времени был уже неотделим от мира политики.

Аудиофрагмент программы «Час Пик».

Эггерт: Это было первого марта 95-го года, а через несколько часов после вот этого эфира, вся Россия увидела другую новость. 

Аудиофрагмент: «Программа Время» с убийством Листьева

Эггерт: Это было не первое убийство в короткой истории постсоветской России. Незадолго до этого от взрыва бомбы погиб журналист Московского комсомольца Дмитрий Холодов. Он расследовал коррупцию в министерстве обороны. Но Листьев был любимцем миллионов. 

Аудиофрагмент: «Программа Время» с убийством Листьева.

Эггерт: Всероссийская телевизионная семья осиротела. Прощание с Листьевым стало всенародным. Помню, как даже на редколлегии в газете «Известия» говорили не столько о плане работы, сколько о том, кто и почему мог убить Влада. Тем, кто как я, жили тогда, с тех пор и навсегда достаточно сказать «Влад» — и все понятно, а каком Владе речь. Александр Политковский посвятил тогда свою программу «Политбюро» гибели друга.

Аудиофрагмент программы «Политбюро».

Эггерт:Убийство Листьева не раскрыто до сих пор. Версий множество. Главной считают так называемую рекламную. Говорят, что своим мораторием, заморозкой на рекламу в эфире ОРТ, Листьев лишил гигантских доходов – но кого? Березовского? Или других королей рекламного рынка? Или же причина вовсе не в рекламе? Политковский считает, что не в ней.

Александр Политковский: Судьбу его предопределила какая-то некая случайность, где он себя почувствовал на коне, таким, будем так говорить, героем вне закона, вне правил, и что-то такое допустил. А ему сказали, что достаточно можно было бы вообще-то там указать на его место, и ему указали.

Эггерт: Александр Политковский сегодня уединенно живет на подмосковной даче. В 2006 году его жену Анну, журналистку «Новой газеты», писавшую о Чечне, застрелили в подъезде их дома. И даже несмотря на это гибель Литьева Политковский помнит по-особому. 

Александр Политковский: Аню убили, мою жену, там каких-то еще, много людей там, Холодова. Но когда произошло это убийство, я помню вот эта шоковая ситуация, когда люди просто… ну как онемела страна, онемела. А как? А как это может быть? 

Аудиофрагмент «Программы Времечко».

Эггерт: Убийство Листьева случилось на фоне новой трагедии – войны в Чечне. Россия попрощалась с иллюзиями «Санта-Барбары» и романтикой первых лет демократии. 

Вы слушали второй эпизод подкаста «Ящик всевластия. Жизнь, смерть и будущее российского телевидения». Это специальный проект Coda.Story, посвященный истории телевидения России от Горбачева до Путина. Меня зовут Константин Эггерт. В следующей серии – война в Чечне: как репортер НТВ переходил линию фронта, чего требовали от журналистов разведчики и кто не отказался говорить с террористами. 

Вы можете послушать подкаст на всех платформах, где вы привыкли слушать подкасты – Эпл.Подкасты, Гугл.Подкасты, Кастбокс, Яндекс.Музыка, Спотифай. Также не забывайте ставить нам оценки в подкастах Эпла и оставлять комментарии.

И если вам понравился этот эпизод, то мы будем очень благодарны, если вы поделитесь ссылкой на него в своих соцсетях. Мы хотим, чтобы о подкасте узнало как можно больше людей. 

Это первый выпуск нашего подкаста «Ящик всевластия». Чтобы не пропустить следующие выпуски, подписывайтесь на нашу рассылку и Телеграм-канал.

Константин Эггерт

Константин Эггерт родился в Москве. Переводчик арабского языка и историк по профессии, журналист по призванию. Работал в "Известиях", на радио КоммерсантЪ FM, Би-би-си и телеканале "Дождь". Сегодня пишет колонки и ведёт программу #vТРЕНde на Deutsche Welle. Кавалер ордена Британской империи. Муж одной жены, владелец двух котов и отец троих детей.

@kvoneggert

The Big Idea

Shifting Borders

Borders are liminal, notional spaces made more unstable by unparalleled migration, geopolitical ambition and the use of technology to transcend and, conversely, reinforce borders. Perhaps the most urgent contemporary question is how we now imagine and conceptualize boundaries. And, as a result, how we think about community. In this special issue are stories of postcolonial maps, of dissidents tracked in places of refuge, of migrants whose bodies become the borderline, and of frontier management outsourced by rich countries to much poorer ones.
Read more